Кадетское отделение
Положение о классе кадетов МЧС
Правила по организации и проведению приёма учащихся в кадетские классы
Форменная одежда кадетских классов МЧС
Положение о прокадетских классах
Дисциплинарный устав кадетского класса
Наша школа существует уже второе столетие. Основанная в 19 веке на средства купца мецената П.А.Пономарёва, чьё имя она носит. Это моя родная школа, в которой я училась, познавала азы учительской профессии, уже четвертый год стараюсь сделать так чтобы в школе было комфортно всем: ученики получали знания и находили себя в этом сложном меняющемся мире, становились ЛЮДЬМИ, родители были уверены в безопасности и качестве образовательного процесса, педагоги шли на достойную и интересную работу с удовольствие и выполняли ее качественно. Управлять живым организмом всегда сложно, организм один, а душ в нем тысячи.
Социальная обстановка микрорайона школы неоднородна. В наши дни возникла острая необходимость в патриотическом и духовном воспитании молодежи. Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества мы стали реализовывать ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ «проектирование инновационной модели школы гражданского становления личности». Одним из проектов этой программы явился проект «Кадетское движение». Цели и задачи которого вы видите на слайде. Как это сделать в условиях обычной общеобразовательной школы? Здесь особую роль сыграл коллектив неравнодушных учителей, которые тоже хотели, чтобы наша школы имела свой имидж, у детей формировались ответственность, дисциплинированность, психологическая устойчивость, любовь к Отечеству.
Еще одной предпосылкой открытия кадетских классов явился подвиг ученика нашей школы маленького героя Олега Витязева, спасшего тонущую девочку, ценною своей жизни, награжденного Орденом мужества. Так был открыт первый кадетский класс. Который получил статус «Класса пожарных кадетов» и обучение стало носить военно - патриотическую направленность.
Формирование кадетского класса идёт на добровольной основе из всех желающих. Классы пожарных кадетов – это педагогическая технология, позволяющая решать задачи коррекции социальной и школьной дезадаптации. На данный момент кадетское отделение состоит из четырёх взводов: В учебный план введены специализированные дисциплины в соответствии с возрастом обучающихся и обязательные факультативы. Программы по которым разработаны моими педагогами.
Учебный день кадетов начинается с построения, осмотра формы, Каждый урок с рапорта командира.
Так как кадетский класс функционирует на базе нашей школы уже не первый год можно говорить уже о первых результатах и традициях:
-В День МЧС кадеты 7-го взвода принимают Торжественную клятву пожарного кадета.
- ежегодные полевые сборы
- Кадетский балл. Наши девчонки из кадетского класса стали дебютантками городского благотворительного балла «Наследие Иркутских меценатов».
- Дни воинской славы России
- программа клуба «Патриот», которым руководит, член областного совета ветеранов Головина Надежда Ивановна. Встречи и экскурсии помогают детям узнать и связать прошлое, настоящее и будущее. Кадеты собирают архив кадетского движения, шефствуют над ветеранами предместья Марата. .
- Ежегодный Лагерь «Школа юного туриста-спасателя» . Согласно программе лагеря, ребята посещают практические занятия по спортивному туризму, работают с аварийно-спасательным инструментом, занимаются скалолазанием, участвуют в восхождении на близ лежащие вершины.
- Кадеты и Готовят дошколятам необычные подарки – представления, открытые уроки, посвящённые правилам безопасного поведения
- Наши Ребята неоднократно становились победителем муниципального конкурса ДЮП, а в этом году заняли 1 место на Областном слёте и достойно представили Сибирский федеральный округ в городе Туапсе, привезли много призов и грамот, а также приняли участи во Всероссийских соревнованиях Огнеборцев. Отмечены за дисциплинированность, четкость и слаженность, именно им было доверено возлагать венок памяти на митинге мира во Владивостоке.
- Ежегодно все кадетское отделение принимает участие Межрегиональном ледовом переходе через озеро Байкал.
- Фестивали по спортивному туризму в городе Ангарск среди кадетских школ области
- тренировки в аварийно- спасателном деле в п.Никола,
- Походы, костер, преодоление препятсвий, туристические слеты, сплавы по рекам и восхождение в горы , оринетирование и интересные встречи- так выглядит жизнь в кадетских классах даже летом
- Налажено сетевое взаимодействие и сотрудничество с организациями. В.Н. Нелюбов. На базе кадетских классов сотрудниками этих структур ведутся систематические занятия по медицине, стрельбы, основы пожарно- прикладного спорта. Они являются не только нашими помощниками, но и готовят смену, достойную пополнить ряды сотрудников силовых структур
- Участвуем в различных социально значимых делах города и области
- Созданием кадетских классов мы решаем задачу привлечения ребят к занятиям спортом, Результатом такой работы 100% учащихся кадетов заняты в спортивных секциях и клубах, 10 из них являются призерами на региональном и всероссийском уровне. Двое кандидаты в мастера спорта.
- Система дополнительного образования создаёт широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон освоения содержания стандарта общего образования, обеспечивает условия для становления личности, способной к самостоятельному и ответственному выбору поведения в окружающем мире: краеведение, туризм, журналистика, экология , право, вокал, хореография.
Реализуя проект улучшается материальной базы школы: капитальный ремонт спортивного зала, построена спортивная площадка и полоса препятствий, оборудован кабинет ОБЖ с тренажером по реанимации приобретено необходимое оборудование для медицинского кабинета и туризма
Учащиеся показывают более высокие результаты по сравнению с основным контингентом: чаще являются участниками и победителями в городских и региональных НПК. Два выпуска классов пожарных кадетов было в нашей школе- из них 5 золотых медалей , четверо выпускников связали свою жизнь с военными институтами, 6 поступили в медицинские вузы, четверо в педагогические на специальность безопасность жизнедеятельности.
На одной из присяг кадетам была подарена икона «Неопалимая Купина», с пожеланием, чтобы огонь горел только в сердцах тех, кто посвятил себя славному делу спасения от огня людей. С этой иконы мы и начали тесное сотрудничество с Покровской приходской церковью находящейся напротив нашей школы. С ней связана судьба мецената Пономарева. Отец Валерий настоятель храма и стал духовным наставником наших кадетов, приобщая их к правдивости, честности и добропорядочности.
Ни для кого не секрет, что умение быть гражданином закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребёнок. Поэтому всю работу мы проводим, привлекая родителей ко всем делам кадетских классов и показываем им успехи детей.
Мониторинговые психолого-педагогические исследования в традиционных и кадетских классах на протяжении нескольких лет выявляют сформированность у детей уважения к законам и нравственным нормам общества. Ежегодный социометрический контроль психологической атмосферы в коллективе класса также показывает комфортные и дружеские отношения у кадетов, мотивация к успеху. Более высок уровень воспитанности.
Создание кадетских классов послужило важным обстоятельством формирования имиджа учреждения. Проведенное анкетирование среди обучающихся выявило следующие результаты: 82% детей общеобразовательных классов хотели бы учиться в кадетских классах;
Критериями оценки успешно реализуемой программы служит эффективность воспитательной системы общеобразовательной школы с учетом кадетского воспитания.
Несмотря на проблемы с обеспечением формой, отстувия в штанном расписании должности офицера воспитателя, кадетских классов в Иркутске , заказ от общества и родителей есть, надо развивать это направление.
Нами разрабатывается программа прокадетского воспитания, начиная с 5, а может и с 1 класса, пока глаза детей горят, а родители хотят видеть детей патриотами, уважающих семью, свой город и Россию.
Высказывания родителей и детей
То обстоятельство, что школа является на сегодняшний день не только образовательным учреждением, но и центром развития микрорайона, побуждает педагогический коллектив школы находить новые современные формы обучения и воспитания детей. И имеет своей целью упрочить и развивать кадетское образование в городе Иркутске
«На войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, по самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность»
А.С. Макаренко
Русское кадетское движение, его лучшие традиции – одна из замечательных страниц истории России. Из рядов кадетов когда-то вышли многие известные учёные и политики, такие как Радищев, Колчак, князь Голицын, и просто интеллигентные люди. Мы живём в сложное время. Нравственны и общечеловеческие ценности претерпевают кардинальное изменение. И сейчас как никогда ранее наша молодёжь нуждается в помощи, совете, жизненной ориентации. В наши дни возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. В связи с этим 15 ноября 1997 года первый Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин издал Указ «О создании кадетских корпусов, кружков, классов на базе общеобразовательных школ». С этого времени началось массовое возрождение кадетского движения на территории России. Руководствуясь этим указом, 1 сентября 2007 года приказом директора в нашей школе был открыт первый кадетский класс. Класс получил статус «Класса пожарных кадетов» и обучение стало носить военно- патриотическую направленность.Кадетский класс действует на основании Указов и распоряжений Президента Российской Федерации, Постановлений и распоряжений Правительства РФ, закона "Об образовании" и типового Положения о кадетской школе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 года № 1427, приказом МО Иркутской области,Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в социально-педагогическом пространстве кадетского класса является
- формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма
- формирование профессионально значимых для различных видов государственной службы высокой качеств: ответственности, дисциплинированности.
- подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще
Организацией кадетского движения в школе мы предполагаем решить целый комплекс задач:
- Повышение конкурентоспособности школы в современных условиях
- Решение задачи государства по организации в общеобразовательных школах курсов начальной военной подготовки
- Организация профориентации учащихся и их нацеливание на получение образования в ВУЗах военной направленности
- Организация патриотического воспитания молодёжи
Выпускникам девятого класса, окончившим кадетский класс, выдается:
- аттестат об основном среднем образовании установленного образца с указанием, что учащийся закончил обучение в классе пожарных кадетов и с перечислением всех специализированных дисциплин, которые он успешно освоил
Выпускникам одиннадцатого класса, окончившим кадетский класс, предполагается выдавать следующие документы:
- аттестат о среднем (полном) образовании установленного образца
- удостоверение об окончании кадетского класса
- Кадетам, закончившим обучение с оценками "хорошо" и "отлично" и проявившим склонности к военной деятельности на основании решения педагогического совета школы и военного комиссариата г. Иркутска выдаётся рекомендация для поступления в Военные учебные заведения.Формирование кадетского класса идёт на добровольной основе. Был опыт формирования класса, как из учащихся разных классов параллелей, так и формирование на базе одного класса. Анализируя эти две формы можно сказать, что формирование на базе одного класса себя не оправдывает. Это объясняется тем, что всегда найдётся 5-7 человек, которым не нравится носить форму и подчиняться строгой дисциплине, а находясь в этом классе им приходится это делать. Эта ситуация сразу сводит на нет все цели и задачи создания кадетского класса и вместо дисциплинированного, высокоинтеллектуального и высоконравственного человека мы получаем постоянного нарушителя дисциплины.
Так как кадетский класс функционирует на базе нашей школы уже не первый год можно говорить уже о первых результатах.
Уже начали складываться первые традиции:
- В декабре каждого года в День МЧС кадеты 7го взвода принимают Торжественную клятву кадета
- В мае проводятся ежегодные полевые сборы на базе ракетной дивизии в мкр. Зелёный
- Ежегодно один из кадетских взводов принимает участие в городском слёте Пожарных дружин, на котором команда регулярно занимает призовые места
- Проводится много разноплановых мероприятий по патриотическому воспитанию;
- Налажена связь и ведётся активная совместная работа с городским Советом ветеранов
Кадеты собирают архив кадетского движения, шефствуют над ветеранами предместья Марата. Встречи и экскурсии помогают детям узнать и связать прошлое, настоящее и будущее. Были организованы встречи с почетными гражданами г. Иркутска (В Распутин, Б. Говорин), ветеранами Афганской и Чеченской войны. Налажено сетевое взаимодействие с Усольским гвардейским кадетским корпусом.
Анализируя учебно- воспитательную работу в кадетских классах можно говорить, что учащиеся показывают более высокие знания по всем параметрам по сравнению с основным контингентом.
Но работа в кадетском отделении выявила и ряд проблем, которые, конечно, мы своими силами и силами сотрудничающих с нами организаций пытаемся решать. Среди основных проблем, с которыми мы сталкиваемся, можно выделить следующие:
- Нецентрализованное обеспечение формой. Уже несколько лет мы не можем подобрать постоянного поставщика, так как фирмы либо завышают стоимость своей продукции, либо выполняют заказ небрежно
- Нехватка специализированных педагогических кадров, способных обеспечить преподавание на высоком профессиональном уровне таких специализированных дисциплин, как Строевая подготовка, Этикет офицера.
- Отсутствие в тарифной сетке такой должности, как офицер- воспитатель, которая очень важна для качественной работы в кадетском отделении.
- Гендерный признак. В кадетских классах очень много девушек и мало юношей. Но это объясняется, в первую очередь, демографической ситуацией. Для решения этой проблемы мы предполагаем в марте 2012 года заявить об открытом приёме на конкурсной основе в кадетские классы любой из параллелей. Ранее подобный метод мы не практиковали.
- Самой большой проблемой на данный момент для нас является отсутствие единого методического центра поддержки работы с кадетскими классами. Мы поставлены в ситуацию, что все программы и все курсы мы вынуждены составлять самостоятельно. Это сужает возможность творческого подхода к учебно- воспитательному процессу, так как обмен опытом с коллегами, работающими в таком же направлении просто необходим.
Несомненно, развитие кадетского движения является одной из форм формирования у детей уважения к законам и нравственным нормам общества, способствует успешной социальной адаптации.
Мы надеемся, что работа по созданию кадетских классов в нашей школе будет продолжена. И в настоящий момент видим такие перспективы, как:
- Создание и развитие элементов учебно-материальной базы, обеспечивающей реализацию дополнительных образовательных программ.
- Совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских классов.
- Широкое привлечение различных учреждений и организаций города к оказанию шефской помощи.
Справка по договору с ГУ МЧС по Иркутской области
Отчет по кадетским классам 2021-2022 учебный год
План работы ГУ ГИМС МЧС с кадетскими классами